Современные технологии, используя различные клеи, выдвигают соединение деталей конструкций на самые передовые позиции в авиационном и транспортном машиностроении, производстве и применении строительных материалов, полиграфии и др.
Современное состояние суперклея таково, что склейка бывает прочнее самих агрегатов. При сборке многих авиалайнеров корпус местами склеивается, а при изготовлении легковых автомобилей используется 15-20 кг различных клеев. При помощи клея устраняются хирургические разрезы после операций, пломбы в зубах, лобовые стекла, лыжи, велосипедные рамы, вертолетные лопасти.
Удивляют рекламодатели, которые не спешат расхваливать достоинства клеевых соединений в самолетах и автомобилях. Они боятся, что заказчики с недоверием воспримут склеенные детали, тем более в очень сложных конструкциях. Но вот, недавно в Германии в одной из телевизионных передач было продемонстрировано удивительное свойство клея. Легковой автомобиль был приподнят в воздух за приклеенный участок кузова, размером… со спичечный коробок. И там же вертолет смог поднять над землей дом из брусьев, прицепленный к шару из дерева, склеенного из частей.
Надежность клеевого стыка чем можно объяснить? Причина простая: при прилипании не происходит изменения в деталях. Из-за большой температуры при сварке изменяются свойства и структура материала, а при болтовом соединении или клепке необходимо сверлить отверстия, которые материал повреждают и ослабляют. Хорошая возможность клея соединять детали складывается из прилипания (адгезии) и сцепления (когезии). Адгезия – результат взаимодействия клея и основания. Поверхность чем больше, прилипание тем крепче. Скользкие, тщательно полированные поверхности клей удерживает хуже, чем с микроскопическими шероховатостями и неровностями. Внутренняя крепость клея обеспечивается когезией, которая проявляет себя при высыхании или затвердевании.
Основой создания качественных клеев является понимание внутренних преобразований при склеивании разных материалов. Подтверждением крепости современного клея может служить использование его в космической отрасли (для приклеивания к корпусу космического челнока пластин теплозащиты), или склеенные детали в гоночных болидах "Формулы-1". Нет никаких сомнений, что в ближайшее время клей заменит сварку, клепку, болтовые крепления при повсеместном изготовлении неразборных соединений. |